Журналисты «Московского комсомольца» поговорили с жительницей затопленного города Тулун в Иркутской области о том, как жизнь изменилась после наводнения. Происходящее на местах авторы статьи называют «настоящей катастрофой»: жилья нет, работы нет, компенсаций на восстановление прежнего быта не хватит, народ пьёт несмотря на сухой закон.
О бедственном положении жителей Тулуна изданию рассказала Ольга Молодых. Женщине 41 год, вместе с семьёй она живёт в квартире на втором этаже пятиэтажного дома, который в наводнении устоял, но накренился. Ольга уверяет, что им ещё повезло:
«Многие дома уплыли. Постройки раскидало в радиусе 50 км вдоль реки. Люди ходят, ищут свои хибары. Если дом прибило к берегу, изба зацепились за дерево или ее выкинуло на островок, считай, повезло».
Оставшимся без жилья полагается компенсация на выбор: земельный участок, вторичное жилье, квартира в новостройке или денежный сертификат. Люди выбирают деньги, поскольку не верят, что в Тулуне скоро возведут новый микрорайон.
Собственникам, чьё жильё устояло в наводнении, положена компенсация за утраченное имущество. При этом Ольга подчёркивает, что комиссии, которые занимаются описью утраченных и уцелевших предметов быта ведут себя так будто заинтересованы, чтобы насчитать как можно меньшую сумму компенсации.
Судьба накренившихся пятиэтажек, уверяет женщина, незавидна — власти отметили, что откачивать воду с первых этажей бессмысленно, поэтому посоветовали собственникам «жить, как есть».
По словам Молодых, многие жители Тулуна до сих пор не могут разобраться с принципом получения компенсаций. При этом в самом бедственном положении оказались пенсионеры, которые, увидев однажды гигантские очереди, ни за денежными выплатами, ни за гуманитарной помощью больше не возвращаются.
«Ощущение, что народ заставили заниматься бумажной волокитой, чтобы они не думали о своем горе», — заявила женщина.
При этом она отметила, что многие жители не были прописаны в своих домах, поэтому доказывать проживание придётся в судах.
«Сотрудников местной администрации охраняют военные. Кругом хаос и неразбериха. Все пытаются хоть какую-то копейку от государства урвать. Сегодня большая часть пострадавших получили только по 10 тысяч рублей», — отметила Ольга.
Люди боятся будущего, уверяет женщина, поскольку почти все потеряли работу: центральный рынок, на котором трудилось большинство, утонул, оставив жителей один на один с долгами и кредитами.
Радости не добавляет окружающая обстановка. В городе до сих пор не налажено централизованное снабжение питьевой водой — люди стоят в очередях за бутилированной. При этом улицы Тулуна ещё не высохли после наводнения. После подтопления двух очистительных канализационных сооружений вокруг стоит жидкость «ярко-шоколадного цвета, кремообразная, как сгущенное молоко».
«Вонь стоит невыносимая. Неприятный запах въелся в стены домов, в одежду. Мы все вещи выбросили. Я до сих пор квартиру проветриваю — не помогает. Жить там невозможно», — подчеркнула Молодых.
Сложившимся положением пользуются не только мародёры, которые ищут ценные вещи в унесённых водой домах и даже выпиливают из них пластиковые окна, но также и законопослушные граждане.
В Тулуне взлетели цены на съёмное жильё: сегодня снять однокомнатную квартиру менее, чем за 20 тысяч рублей не получится. Сильно подорожали стройматериалы.
«Сухой закон ввели в регионе сразу. Действует по сей день. Но народ все равно пьяный. Люди в отчаянии. У нас и раньше много пили, а сейчас и подавно», — резюмировала женщина.
По её словам, люди оказались в положении, когда «сам о себе не позаботишься, никто о тебе не позаботится», — пишет Рамблер.